Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Проверки Государственной инспекцией труда

ПАМЯТКА

на случай проведения в отношении Вас проверки Государственной инспекцией труда


Надзор за соблюдением трудового законодательства на территории РФ осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).


Правовые основы деятельности Роструда и его территориальные органы (государственные трудовые инспекции в соответствующих субъектах РФ):


  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 №875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»;
  • Приказ Минтруда России от 30.10.2012 №354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по существу федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов…» (далее – Административный регламент).



Проверка работодателя – совокупность мероприятий, которые проводит Роструд или его территориальные органы в отношении любых работодателей (как юридических лиц - вне зависимости от их организационно-правовых форм (общества с ограниченной ответственностью, публичные и непубличные акционерные общества и т.п.), так и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя) в целях осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.








Плановые проверки.

Цели плановых проверок:

- установление соблюдения работодателем совокупности обязательных в силу закона требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

- установление соответствия обязательным требованиям сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.


Узнать о предстоящих в следующем году в отношении Вас проверках Вы можете из ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, размещённого на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" - http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/. Размещение информации производится до 31 декабря текущего года.


Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3-х лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих предоставления указанного уведомления.


Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года[1].

В период с 01.01.2016 по 31.12.2018 не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесённых к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих вышеуказанные виды деятельности, а также тех, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определённого КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и даты проведения проверки, по результатом которой вынесено одно из вышеуказанных решений прошло менее 3-х лет.


О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Рострудом или его территориальными органами не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, посредством направления в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным доступным способом.

Плановая проверка может проводиться только уполномоченными должностными лицами территориального органа Роструда, указанными в распоряжении на проведение проверки. Таким образом, работодателю необходимо сверить личности представителей органа контроля, проводящих проверку с теми, которые указаны в распоряжении.


Внеплановые проверки.

Цели внеплановых проверок:

- установление соблюдения работодателем в процессе осуществления деятельности обязательных в силу закона требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

- установление фактов выполнения / невыполнения предписаний Роструда и его территориальных органов;

- проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.


Основания для проведения внеплановых проверок:

1) истечение срока исполнения работодателем ранее выданного ему органом контроля предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в Роструд или его территориальные органы обращений и заявлений граждан (включая работников), индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:


  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;


3) приказ (распоряжение) руководителя органа контроля в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

5) запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствие со ст. 219 Трудового кодекса РФ.


Внеплановая проверка не может быть произведена Рострудом и его территориальными органами, если:

- с обращением или заявлением обратилось лицо, личность которого нельзя установить (обычно к уведомлению о проверки прикладывается такое обращение / заявление, если оно не приложено Вы вправе ознакомиться с ним, подав соответствующее заявление в орган контроля);

- обращение / заявление не содержат сведений о фактах, перечисленных выше в п. 2, и / или не согласованы с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемого лица, а также не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.


О проведении внеплановой выездной проверки работодатель уведомляется органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае, если в результате деятельности работодателя причинён или причиняется вред жизни и / или здоровью граждан, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление работодателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Также ст. 360 Трудового кодекса РФ и ст. 12 Конвенции №81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» установлено, что орган контроля может не уведомлять работодателя о внеплановой проверке и не согласовывать её проведение с органами прокуратуры, если сочтёт, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. Единственным способом обезопасить себя от произвола при такого рода проверке можно только посредством внимательного изучения предъявляемых органом контроля документов.


Уведомления о проверках.

Все уведомления о предстоящих проверках, вне зависимости от типа таких проверок, подлежат немедленной обязательной регистрации проверяемым в журнале учёта входящей корреспонденции. Кроме того, работодатель должен сохранить такое уведомление вместе с конвертом о его получении или указанием на источник получения такого документа.

Это необходимо для того, чтобы в случае нарушения нормативно установленных сроков для уведомления о проведении проверки иметь возможность в судебном порядке оспорить по процессуальным (формальным) нарушениям вынесенные по результатам проверки акты органов контроля.


Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 часов.

При проведении проверок в отношении юридических лиц, имеющих обособленные подразделения (филиалы / представительства), срок проведения каждой из проверок устанавливается отдельно по каждому обособленному подразделению (филиалу / представительству) юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.




Выездные и документарные проверки. Особенности.

В большинстве случаев органы контроля проводят документарные проверки. Выездные проверки проводятся только в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах проверяемого;

б) оценить соответствие деятельности проверяемого установленным требованиям.




Документарная проверка


Выездная проверка

Предмет проверки

Сведения, содержащиеся в документах работодателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также формулируемых ими при осуществлении хозяйственной деятельности, связанных с исполнением обязательных требований, исполнением предписаний и иных законных требований и решений уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда.

Сведения, содержащиеся в документах работодателя, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые работодателями товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

Место проведения проверки

Место нахождения территориального органа Роструда


Место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место фактического осуществления их деятельности.


Законодательно установленные запреты для органов контроля

НЕЛЬЗЯ:

- требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, и нотариального удостоверения копий документов, если иное прямо не предусмотрено нормой действующего законодательства РФ;

- требовать у проверяемого лица сведения и документы, которые могут быть получены территориальным органом Роструда от иных органов государственного надзора либо органов муниципального контроля.

НЕЛЬЗЯ:

- проводить проверку (как плановую, так и внеплановую) во время отсутствия руководителя организации / индивидуального предпринимателя (иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица), за исключением случаев, установленных п.п. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».


Продление сроков проверки

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.


ВОЗМОЖНО, при условии вынесения распоряжения о продлении срока проведения выездной плановой проверки и доведения его до сведения проверяемого лица не менее чем за 3 рабочих дня до окончания срока проведения такой проверки.


Срок для предоставления документов территориальным органам Роструда

В течение 10 рабочих дней с даты получения запроса работодателем.

В отношении выездной проверки какие-либо конкретные сроки предоставления документов не установлены.

В каком виде предоставляются документы


В виде копий, заверенных печатью (при её наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя). Также проставляется дата заверения документа. Документы, выполненные более чем на 1 листе, должны быть сшиты, их страницы пронумерованы, а на месте сшива необходимо указание количества страниц документа.

При передаче документов в территориальные органы Роструда рекомендуем оформить соответствующее сопроводительное письмо или поименовать передаваемые документы в приложении к объяснениям. Сопроводительное письмо / объяснения рекомендуется выполнять в 2-х экземплярах, один из которых работодатель оставляет у себя (с отметкой уполномоченного представителя территориального органа Роструда - при нарочной передаче документов; или без таковой, но с квитанцией об отправке и описью вложения – при направлении почтовым сообщением), а другой – передаёт в соответствующий территориальный орган Роструда.


Ответственность за непредставление в установленный срок запрошенных документов.

Установлена ст. 19.7 КоАП РФ в форме административного штрафа, размер которого для граждан составляет от 100 до 300 рублей, для должностных лиц – от 300 до 500 рублей, а для юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей.


Права работодателя при проведении проверки:

1) руководитель или иное должностное лицо, или уполномоченных представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от уполномоченных должностных лиц Роструда или его территориальных органов информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством РФ;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями уполномоченных должностных лиц Роструда и его территориальных органов. Таким образом, работодатель вправе знакомиться не только с распоряжением или уведомлением о проведении проверки, но также и со всеми материалами, которые оформляются в рамках проводимой проверки, включая протоколы, обращения / заявления работников, объяснения работников и т.п. Своё несогласие с протоколом, актом, постановлением, предписанием или иным документом, оформленным органом контроля при проведении проверки и / или по её окончании работодатель вправе выразить в письменной форме как в самом документе, исходящем от органа контроля, так и посредством составления письменных возражений на указанные документы;

4) обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц Роструда и / или его территориальных органов, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке (Уполномоченным по защите прав Предпринимателей в Свердловской области является Артюх Елена Николаевна - http://uzpp.gossaas.ru/).


Обязанности работодателя при проведении проверки:

1) предоставить уполномоченным должностным лицам Роструда или его территориального органа, проводящим проверку, информацию и документы, связанные с целями, задачами и предметом проводимой проверки;

2) обеспечить беспрепятственный доступ проводящих выездную проверку уполномоченных должностных лиц Роструда или его территориальных органов, а также участвующих в выездной проверке экспертов и представителей экспертных организаций на территорию, в используемые при осуществлении хозяйственной деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию и транспортным средствам;

3) обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

4) вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. №141.


Ограничение полномочий органа контроля при проверках:

При исполнении государственной функции уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов НЕ ИМЕЮТ ПРАВА:

- проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Роструда или его территориального органа;

- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- превышать установленные сроки проведения проверки без надлежащего оформления продления установленных сроков;

- осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

При нарушении установленных положений органами контроля, работодатели вправе претендовать на защиту своих нарушенных прав, в том числе посредством оспаривания действий, бездействий и / или ненормативных актов, выданных органами контроля, в судебном порядке.


Результат проверки.

Результаты проведённых проверок подлежат документальной фиксации и представляются проверяемому в виде соответствующего документа с подписями уполномоченных лиц. Таким документом является АКТ ПРОВЕРКИ, который оформляется по форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 №141.

В акте проверки должны быть отражены установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой работодателем деятельности, выполняемых им работ либо оказываемых им услуг обязательным требованиям в сфере труда. Также должны быть указаны подробные сведения о фактах выявленных нарушений обязательных требований в сфере труда, неповиновения законному распоряжению или требованию уполномоченного должностного лица территориального органа Роструда, а также воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей (при наличии указанных фактов).

В случае, если в ходе проведения проверки (до её завершения и составления акта проверки) работодателем будут устранены выявленные территориальным органом Роструда нарушения, информация о таком устранении нарушений отражается в акте проверки.

Акт проверки оформляется в 2-х экземплярах, один из которых хранится в составившем его территориальном органе Роструда, а второй со всеми прилагаемыми к нему документами передаётся руководителю / индивидуальному предпринимателю (иному уполномоченному должностному лицу или уполномоченному представителю) под подпись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом. Если акт не подписан руководителем / индивидуальным предпринимателем (иным уполномоченным должностным лицом или уполномоченным представителем) в связи с отсутствием последнего при его составлении, либо в связи с отказом последнего в подписании акта, такой акт проверки направляется работодателю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Если при проведении проверки проводились какие-либо исследования, испытания, экспертизы и т.п. и на результаты таких исследований, испытаний, экспертиз и т.п. сделана отсылка в акте проверки, работодателю предоставляется право ознакомиться с заключением эксперта / лаборатории и т.п., проводивших исследование, испытание, экспертизу и т.п.

При наличии у работодателя возражений в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений (в целом или в части отдельных положений документа), такие возражения могут быть предъявлены работодателем в письменной форме в соответствующий орган контроля в течение 15 календарных дней с даты получения акта проверки и / или предписания.

К указанным возражениям работодатель может приложить документы, их обосновывающие.

Территориальный орган Роструда (в лице руководителя или заместителя) рассматривает указанные возражения в течение 10 рабочих дней с момента их поступления. По результатам такого рассмотрения выносится письменное решение, которое подлежит доведению до сведения работодателя в течение 3-х дней с момента его вынесения (п. 63 Административного регламента).

Наличие со стороны юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась проверка, возражений на содержание акта проверки и (или) предписания не ограничивает их прав на обжалование действий и решений уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда, проводивших проверку, в порядке, установленном законом.


При проведении проверок наряду с актами проверок работодателям могут быть предъявлены органами контроля обязательные для исполнения ПРЕДПИСАНИЯ об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности.

В предписании излагаются необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных правовых актов, требования которых нарушены.

Сроки выполнения мероприятий, содержащихся в предписании, устанавливаются уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов, проводивших надзорные мероприятия, и определяются исходя из характера нарушений, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования.

Выполнение мероприятий с длительными сроками исполнения может быть предусмотрено этапами.

Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается работодателю (его полномочному представителю) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое вместе со вторым экземпляром предписания приобщается к материалам надзорного дела, хранящегося в Роструде или его территориальном органе.

Требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки.

Если исполнение предписания в указанные в нём сроки невозможно по объективным причинам, у работодателя есть право составить письменное аргументированное обращение в территориальный орган Роструда о продлении указанных в предписании сроков устранения выявленных нарушений, а уполномоченное должностное лицо Роструда или его территориального органа в ответ на такое обращение может принять решение о продлении сроков исполнения предписания. О принятом решении территориальный орган Роструда в письменной форме уведомляет работодателя.

Невыполнение работодателем в установленные сроки предъявленных требований влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В случае выявления фактов невыполнения ранее выданного предписания уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа должны быть приняты меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП РФ (ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ), а именно:

- административный штраф: для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 50 000 рублей, для юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей;

- дисквалификацию: для должностных лиц на срок от 1 года до 3 лет.

Предписание не может быть выдано государственным инспектором труда, если работник обратился в суд по аналогичному вопросу или ранее по такому вопросу уже было вынесено решение суда (ст. 357 Трудового кодекса РФ).

Предписание об устранении нарушений может быть обжаловано вышестоящему руководителю государственного инспектора труда, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суде. Предписание, которое вынесено главным государственным инспектором труда РФ, обжалуется только в суде (ст. 361 Трудового кодекса РФ).

Течение срока на обжалование начинается с момента получения работодателем (его представителем) предписания, приложенного к акту проверки.

Предписание, как в полном объёме, так и в части, может быть обжаловано в досудебном порядке (вышестоящему руководителю трудового инспектора, главному государственному инспектору труда РФ).

Срок для досудебного обжалования предписания составляет 15 календарных дней.

Для судебного обжалования предписаний нормативно установлены следующие сроки:

- общий срок - 3 месяца, что следует из ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ;

- специальный срок – 10 дней. Для обжалования предписания, выданного в случае выявления очевидного нарушения работодателем трудового законодательства или иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ответ на обращение профсоюза, работника или другого лица в трудовую инспекцию по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (например, комиссии по трудовым спорам), за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда.


Если в ходе проверки выявлены нарушения трудового законодательства и сроки привлечения к ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ещё не истекли, инспектор в дополнение к акту составляет ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ. В случае необходимости получить дополнительные сведения о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, срок составления протокола может быть продлён максимум на 2-е суток с момента оформления акта (то есть обнаружения правонарушения).

С момента составления протокола об административном правонарушении дело об административном правонарушении в отношении работодателя / его должностного лица считается возбуждённым.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении компетентный орган контроля выносит одно из следующих постановлений:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Так, случаи и формы административного наказания предусмотрены в ст.ст. 5.27, 5.27.1, 5.32, 5.33, 5.34 КоАП РФ и т.п.

При назначении наказания органом контроля могут быть приняты во внимание имеющиеся на момент назначения наказания в отношении работодателя / его должностного лица отягчающие и смягчающие административную ответственность обстоятельства, которые влияют как на выбор формы наказания, так и на размер административного штрафа.

Постановление о привлечении к административной ответственности также может быть обжаловано как во внесудебном, так и в судебном порядке.

Постановление, вынесенное главным государственным инспектором труда РФ, обжалуется только в судебном порядке.

Жалоба подаётся не позднее 10 суток со дня вручения работодателю или получения им копии постановления.


Если при проведении надзорных мероприятий установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, а также выполняемые ими работы и предоставляемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан или такой вред причинен, уполномоченные должностные лица Роструда или его территориальных органов обязаны:

- незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя;

- довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым не противоречащим закону способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.


Вред, причинённый при проверках:

В случае, если в ходе проводимых проверок юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям причинён вред вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, такой вред подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера причинённого вреда учитываются расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.


Основания для отмены результатов проверки.

Если проверка была проведена с грубым нарушением требований законодательства к организации и проведению проверок, то в соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», её результаты не могут являться доказательствами нарушения работодателем требований закона. В этом случае акт и иные документы, оформленные в результате проверки, подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании соответствующего заявления работодателя.

К таким грубым нарушениям относятся:

- проведение плановых проверок чаще одного раза за 3 года (за исключением случаев, установленных законодательством);


  1. отсутствие оснований для проведения плановой проверки;
  2. несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;
  3. привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке экспертных организаций (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также не прошедших аттестацию граждан экспертов;
  4. отсутствие основания для проведения внеплановой выездной проверки;
  5. несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, когда такое согласование обязательно в силу закона;
  6. нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  7. проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;
  8. затребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  9. превышение установленных сроков проведения проверки;
  10. непредставление акта проверки;
  11. проведение плановой проверки, не включённой в ежегодный план;
  12. проведение выездной проверки с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка.








Интересно:

На официальном интернет-сайте Роструда размещена статистическая информация по мероприятиям контроля, осуществлённым территориальными органами Роструда на территории РФ. Согласно указанной информации за 1-е полугодие 2015 г. проведено 65 675 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых 19 признаны проведёнными с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, а результаты 8 из них оспорены в судебном порядке.


Координаты Государственной инспекции труда в Свердловской области: 620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101, а/я, тел.: (343) 262-65-30, адрес электронной почты: gitso@mail.ur.ru


ВАЖНО!!! Для того, чтобы иметь возможность защитить свои права в случае их нарушения территориальным органом Роструда, необходимо сохранять все документы, исходящие от органа контроля (при их получении по почте – вместе с почтовыми конвертами), а также все Ваши ответы на запросы, объяснения, жалобы и заявления с приложенными к ним документами.

Кроме того, следует обращать внимание на соблюдение установленных законом сроков выполнения требований территориального органа Роструда и обжалования и обжалования его действий (бездействий).

Также необходимо помнить о необходимости соблюдения норм трудового законодательства, так как при обнаружении в ваших действиях состава нарушений трудового законодательства, к Вам совершенно обоснованно могут быть применены как меры административной, так и уголовной ответственности.


[1] Более подробно перечень таких видов деятельности и сроки проверок приведены в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 №944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

Наши рекомендации

Инженерный центр развития энергетики. Тендерная помощь.


Компания оказывает услуги, направленные на всестороннее сопровождение тендерных процедур.

Наш опыт сделает легким участие и выигрыш Заказчика в государственных и коммерческих торгах на территории России и стран СНГ.

 Сайт: icrenergy.ru

Страховые выплаты автомобилистам

 

Поговорим о страховых выплатах автомобилистам.

С одной стороны, страховые компании (СК) просят отменить действие закона о защите прав потребителей в области автострахования, обвиняют чуть ли не в рэкете если не пострадавших в аварии автомобилистов, то уж точно юристов, отстаивающих их права в судах. И понятно почему – через суд им приходится не только возмещать все убытки, но еще выплачивать 50%-е штрафы от начисленной суммы.

И несмотря на это, страховщики не прекращают откровенные попытки обмануть своего клиента и всеми правдами и неправдами либо отказать в выплате, либо свести ее к такому минимуму, которого на восстановительный ремонт в самом грязном гараже не хватит.

 

Одна из таких уловок – ссылка на справку из ГИБДД. В ней после осмотра пострадавшего в ДТП автомобиля инспектор указывает полученные транспортным средством повреждения. Мало того, что некоторые можно элементарно не заметить: например, при сильном ударе случается смещение капота, что при беглом осмотре не видно. Так еще очень часто автомобилисты просят добавлять строку о возможных скрытых повреждениях, поскольку на личном опыте убедились: если инспектор что-то не укажет, то страховая и выплачивать за это откажется. Мол, не было такого в данном ДТП, это вы где-то в другом месте заработали и вовремя не обратились и не оформили.

А инспекторам все эти просьбы тоже хуже горькой редьки надоели. Как любят повторять официальные представители ГИБДД, основная функция автоинспекции – обеспечение безопасности движения, а не учет и контроль полученных автомобилем царапин и вмятин. Оценкой всех повреждений должны заниматься специально обученные специалисты – оценщики и эксперты.

Дело зашло так далеко, что еще летом прошлого года на официальном сайте ГИБДД были опубликованы дополнительные разъяснения, которые дала Генеральная прокуратура РФ. Она обязала страховые компании прекратить «пугать» автомобилистов, отказывая в приеме справок, не заверенных печатью территориальных подразделений Госавтоинспекции. Кроме того, еще раз объяснила, что инспекторы не обязаны указывать в этой справке все повреждения, это не входит в их обязанности.

 

 «Генеральная прокуратура России поручила руководителю Федеральной службы по финансовым рынкам принять меры по недопущению нарушений страховыми организациями прав автомобилистов.

Распространены факты ограничения страховыми компаниями выплат стоимости ремонта деталей автомобиля, указанных в справке о ДТП, без учета данных технической экспертизы об имеющихся скрытых повреждениях. Для возмещения стоимости страховщики зачастую требуют от граждан внесения в справку о ДТП сведений о возможных скрытых повреждениях, не определенных сотрудником ГИБДД при визуальном осмотре транспортных средств.

Такая ситуация приводит к необоснованным временным затратам граждан и увеличению сроков возмещения ущерба, причиненного ДТП. Действия страховщиков не соответствуют требованиям законодательства и не входят в полномочия должностных лиц органов Госавтоинспекции».

 

С момента внушения, сделанного генпрокуратурой, прошло всего полгода, а страховые опять взялись за старое. Если к «синей печати» они теперь не прикапываются, то вот с перечнем повреждений по-прежнему портят нервы автомобилистам. На что рассчитывают? Либо на простаков, которые не знают закон, либо на то, что водитель из-за 10–20 тыс. руб. не станет тратить свое время и обращаться в суд. Но на самом деле все это выливается в гораздо большие суммы, а с применением закона о защите прав потребителей свои временные затраты можно компенсировать 50% бонусом-штрафом.

 

За примерами далеко ходить не надо. В конце января нынешнего года один екатеринбургский водитель на Daewoo Nexia попал на трассе в страшное ДТП. Он двигался по автодороге «Екатеринбург – Пермь», впереди шел тяжелый МАЗ. Водитель легковушки попытался его обогнать. Начав совершать маневр, увидел несущийся навстречу автомобиль и инстинктивно резко повернул руль вправо. Боковой интервал был слишком мал, и Daewoo Nexia задела МАЗ. От этого соприкосновения легкую машину развернуло, и она опрокинулась в кювет. Благо, никто из людей не пострадал, а сама машина была застрахована по КАСКО.

 

Рассмотрим реальный пример.

Автомобиль Daewoo Nexia двигался по автодороге Екатеринбург – Пермь. Во время обгона МАЗа водитель не выдержал боковой интервал, произошло соприкосновение с грузовиком. От удара «Нексию» развернуло и выбросило в кювет. В результате автомобиль получил повреждения и от столкновения с МАЗом, и от опрокидывания.

 

Надо отдать должное, ее водитель действовал в строгом соответствии с законом. Он вызвал на место происшествия инспекторов, которые осмотрели автомобиль и место аварии, составили схему ДТП и выдали справку. После такой аварии своим ходом Nexia двигаться не могла. Чтобы перевезти ее в Екатеринбург к своему дому, водителю пришлось вызывать эвакуатор. Очевидно, что не мог он подогнать ее и к страховой компании для осмотра и оценки повреждений, как это обычно происходит. Но и тут автовладелец не отступил от буквы закона, согласно которому, внимание, место и время осмотра должно согласовываться обеими (!) сторонами. Если повреждения не препятствуют безопасному движению своим ходом, водитель обязан представить застрахованное ТС к месту расположения экспертной службы страховщика. А если нет – то осмотр производится по месту нахождения поврежденного автомобиля. Вызвав независимого эксперта из компании «Грант-2001», автовладелец также известил страховую компанию о дате, времени и месте осмотра. Но ее представители информацию проигнорировали и не явились.

Собрав все необходимые документы, опять же в установленные законом сроки, он подал их в отдел урегулирования убытков СК. А немного позже, когда был готов отчет оценщика, донес и его.

 

А вот страховая компания с самого первого дня на закон наплевала. Началось с того, что она не перечислила страховое возмещение в течение двух недель, отведенных по законодательству. Тогда автовладелец обратился в СК с претензией, согласно которой ей отводится еще 10 дней для того, чтобы в добровольном порядке сделать выплату. Прошел и этот срок. А по истечении еще трех дней специалисты страховой вообще повели себя не только незаконно, но и нелогично. Сначала они уведомили автовладельца, что приостанавливают выплату до выяснения всех обстоятельств, и в тот же день перечислили на его счет около 51 тыс. руб. В то время как по заключению независимого оценщика сумма восстановительного ремонта Nexia составляла почти 150 тыс. руб.: у автомобиля от столкновения пострадал весь правый бок, а после того, как он перевернулся, еще и крыша.

Что касается «всех обстоятельств», то свои «сомнения» в страховой компании как раз и мотивировали расхождениями в повреждениях, указанных в справке ГИБДД и в заключении независимого оценщика. А как объяснили позже, выплату сделали в соответствии с первым списком повреждений. Нарушение закона со стороны страховщика опять же очевидно. Но автовладелец еще раз попытался мирно разрешить спорную ситуацию и направил в страховую письменное объяснение, что дело происходило зимой, около 16.00, когда на улице уже смеркается, в лесу на трассе, и инспекторы легко могли не заметить все повреждения на машине темного цвета. Напрасно.

 

Естественно, после этого ему ничего не оставалось, как идти в суд. За помощью он обратился в юридическое агентство «Парадигма», специалист которого и представлял его интересы. Так что автолюбителю даже не пришлось посещать многочисленные судебные заседания. Ну а там автоюристы буквально положили страховщика на лопатки, собрав максимальное количество доказательств. Даже предоставили распечатку электронных данных с установленной на автомобиле спутниковой сигнализации, которая подтверждала, что машина с момента ДТП и до момента проведения осмотра не эксплуатировалась.

И судья согласился со всеми доводами, указав в решении на многочисленные нарушения СК. Часть из них мы уже перечислили выше. Кроме того, был еще один забавный момент, иллюстрирующий, на что готовы страховщики ради прибыли. В нашем случае в СК ссылались на то, что автовладелец не предоставил все необходимые документы, в частности, прописанные в нескольких пунктах Правил страхования. Суду пришлось указать, что в выданных автомобилисту Правилах такие пункты вообще отсутствуют!

Юрист страховой компании все еще пытался доказывать, что деньги были выплачены только за ту часть повреждений, что были перечислены в справке ГИБДД, и, соответственно, получены в результате данного ДТП. Остальные, указанные независимым оценщиком, автомобиль приобрел в другом месте. Выслушав выступившего в заседании специалиста оценочной компании, судья удостоверился, что повреждения правой передней двери и ручки задней соответствуют типу бокового удара, а остальные – характерны при опрокидывании. Согласно схеме с места аварии, все это и произошло с автомобилем в тот день на дороге.

Ну и, конечно, самый интересный вопрос – финансовый. Во-первых, суд обязал страховщика «добавить» почти 99 тыс. руб. в соответствии с калькуляцией оценки всех полученных повреждений. Во-вторых, за отказ в добровольной выплате страховой компании присудили штраф, который составил почти 50 тыс. руб. Он, напоминаем, по закону о защите прав потребителей направляется не в пользу государства, а пострадавшему автомобилисту. Также СК обязали компенсировать расходы по оплате работы оценщика (4300 руб.). И, наконец, расходы на оплату услуг представителя (специалиста юридической компании) в размере, еще раз внимание!, 10 тыс. руб.

 

Обычно именно этот пункт больше всего возмущает не автомобилистов, а берущихся за дело автоюристов. Согласно российскому гражданскому кодексу, суд должен компенсировать расходы на услуги представителя в «разумных пределах», которые, по мнению екатеринбургских судей, составляют обычно 2–3, ну максимум 5 тыс. руб. Хотя все – и судьи, и автоюристы, и их клиенты – прекрасно понимают, что за такие деньги никто в городе давно не работает. И почему такая сумма является «разумной», юристы отказываются понимать.

Пожалуй, за долгие годы, что мы ведем нашу правовую рубрику, это первый случай, когда судья в полной мере удовлетворил требования иска и в этой части: «Суд полагает, что с учетом сложности дела, участия представителя в трех судебных заседаниях, данные расходы являются обоснованными и подлежат взысканию». Возможно, что и тут произошли, наконец, позитивные подвижки, которые, в конечном итоге, позволят автомобилисту сократить расходы при защите своих прав в суде.

Нетрудно подсчитать, что общая сумма, которая была взыскана со страховщика в пользу автовладельца, составила почти 163 тыс. руб. Это вам не 10–20 тысяч – есть за что побороться. Достаточно обратиться к профессиональным юристам. А они обычно действуют в тандеме с не менее опытными оценщиками.