Новости

Пчеловодству быть

Так решил депутат Государственной Думы РФ шестого созыва О.А. Лебедев, предложив на рассмотрение нижней палаты Парламента законопроект «О пчеловодстве».

Указанный законопроект закрепляет определение понятия «пчеловодство», как отрасли сельского хозяйства.

Это первая попытка на законодательном уровне урегулировать данную отрасль хозяйственной деятельности, регламентировать процесс осуществления пчеловодства, а также наладить учёт пчеловодов через членство в СРО.

Из интересного:

- размещение стационарных пасек допускается на земельных участках любого целевого назначения, а также в зданиях, строениях, сооружениях, иных объектах в течение всего пчеловодного сезона;

- за физическими лицами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя, закреплено право на свободное осуществление пчеловодства;

- при осуществлении физическими лицами пчеловодства в целях извлечения прибыли, последние, равно как юридические лица и индивидуальные предприниматели, обязаны стать членами саморегулируемой организации пчеловодов;

- саморегулируемые организации организуют информационное, методическое и юридическое обеспечение своих членов (то есть фактически на некоммерческие организации возлагается как на аутсорсера обязанность по обеспечению ведения хозяйства пчеловодом);

- решение о приёме в члены СРО принимает сама СРО в соответствии с утверждёнными ей же требованиями (что на наш взгляд способно привести к злоупотреблениям со стороны СРО);

- членство в СРО является платным (размер платы определяет само СРО, а законодательно даже не предусмотрено предельных размеров членских взносов, что представляется неправильным с точки зрения развития данной отрасли хозяйствования);

- отказ в приёмы в члены СРО обжалуется в арбитражный суд (тем самым расширяется компетенция арбитражных судов);

- численность пчелиных семей на одной пасеке может быть ограничена решением СРО (считаем, что любые ограничения подобного рода могут быть введены только соответствующими нормативными актами федеральных органов исполнительной власти);

- на Правительство РФ возложены функции по утверждению и изменению перечня допущенных к разведению и содержанию пород пчёл;

- субъектам РФ предоставлено право устанавливать региональные правила осуществления пчеловодства на территории субъекта РФ в неурегулированной на федеральном уровне части;

- правила осуществления пчеловодства в границах особо охраняемых природных территорий устанавливаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом государственной власти субъекта РФ;

- предусмотрена государственная поддержка развития пчеловодства в виде соответствующих государственных программ, предоставления налоговых льгот, льготного кредитования, предоставления целевых субсидий, подготовки и повышения квалификации специалистов по пчеловодству, закупок продукции пчеловодства для государственных нужд, содействия научно-исследовательской деятельности в области пчеловодства и охраны пчёл, организации выставок и ярмарок пчеловодства, а также возмещения расходов на ветиринарно-санитарное обеспечение пчеловодства;

- вводится учёт пасек посредством их паспортизации;

- в целях обеспечения наиболее ценными в племенном отношении популяциями и породами пчёл на определённых территориях предусмотрено создание племенных репродукторов, а также особо охраняемых природных территорий.

Нерешённые законопроектом вопросы:

При всём этом законопроект совершенно не освещает вопросы гражданского оборота пчёл. Не понятно, являются ли они объектом гражданских прав, а следовательно, могут ли выступать имуществом (ГК также прямо ничего не говорит об обороте насекомых, включая только положения о животных – ст. 138 ГК РФ).

Совершенно не ясно допускает ли законопроект установление права собственности на пчёл в пользу конкретного пчеловода, либо пчёлы являются особо ценным природным ресурсом, а следовательно, могут передаваться только во временное владение пчеловодам.

Возможны ли сделки, объектом которых является передача прав на пчёл? Имеющееся законодательство прямо не регулирует данный вопрос, однако, судебная практика идёт по пути допустимости оборота пчёл.

Кроме того, в законопроекте никак не решён вопрос о том, относятся ли пчёлы к источникам повышенной опасности, кто и в каком порядке несёт ответственность за причинённый ими вред, в особенности при одновременном наличии нескольких правообладателей (собственник и арендатор, при условии допустимости оборота пчёл).

Каковы требования к размещению пчёл, а также какие мероприятия должны быть произведены в целях обеспечения безопасности населения при осуществлении пчеловодства.

В приложенном к законопроекту финансово-экономическом обосновании указано, что реализация проекта закона не потребует дополнительного финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Однако, из самого законопроекта следует, что государством будет разработан целый комплекс мероприятий по господдержке пчеловодства, в том числе по льготному кредитованию и целевому субсидированию, что невозможно без отвлечения бюджетных денежных средств.

В свете принятия целого закона, регулирующего пчеловодство, как отрасль хозяйства, представляется целесообразным урегулировать им и все вышеперечисленные вопросы и ликвидировать «белые пятна законодательства».

Вступление федерального закона в случае его одобрения запланировано на 01.01.2016.

Нет комментариев

Добавить комментарий